Регистрация общей долевой собственности

Регистрация общей долевой собственности Долевая собственность


В соответствии с действующими нормами российского законодательства обладать отдельным объектом недвижимого имущества может не только одно лицо, но также сразу несколько граждан по принципу общей долевой собственности.

Помимо положений Гражданского кодекса РФ, регламентом по проведению процедуры постановки на учет образовавшихся прав собственности обладает и ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенность общей долевой собственности состоит в том, что распоряжение ею допустимо при соблюдении регламента, предусмотренного законом для таких объектов. Данное ограничение распространяется, в частности, на совершение сделок купли-продажи.

В соответствии со статьей 250 ГК РФ при продаже доли в обязательном порядке выполняется принцип преимущественной покупки, суть которого заключается в предоставлении приоритета на приобретение части собственности для иных совладельцев:

  1. Собственник достигает решения о необходимости продажи доли в квартире.
  2. Утверждает условия и правила, в соответствии с которыми проводится сделка.
  3. Уведомляет в письменном порядке сособственников об особенностях купли-продажи.
  4. Если никто из них в течение 30 дней не даст ответ о желании купить часть в доме, то продавец вправе привлекать к сделке третьих лиц.

Порядок должен быть соблюден, в противном случае сделка может быть признана недействительной. При этом продажа посторонним покупателям выполняется по тем же условиям, что предлагались совладельцам.

Что касается государственной регистрации, особенности процесса определяются с учетом того, как именно приобреталось имущество:

  • если квартира переведена в собственность нескольких лиц, то обратиться в Росреестр должны все, кто получил недвижимость во владение;
  • это же актуально при приобретении права общей долевой собственности земельного участка;
  • если недвижимость получена в результате вступления в наследство или от одного из совладельцев, то заявление подается единолично.

Внесение записи в Единый государственный реестр прав собственности производится в соответствии с заявленным регламентом, отдельное внимание важно обратить на запрашиваемые документы.


Как оформить регистрацию прав собственности?

Чтобы права каждого из совладельцев признавались на законодательном уровне, необходимо придерживаться конкретной инструкции:

  1. В первую очередь уточняется размер доли. Он определяется с учетом положений одного из документов: судебное решение, соглашение между сособственниками, нормативный правовой акт.
  2. После этого потребуется оформить техническую документацию на объект недвижимого имущества, для чего необходимо посетить ряд государственных ведомств. К примеру, обязательно следует заявиться в Бюро технической инвентаризации для получения технического паспорта.
  3. Следующий шаг регистрации прав – заплатить государственную пошлину, размер которой составляет 2 тысячи рублей. Что примечательно, если процедура предусматривает участие нескольких владельцев, то сумма сбора делится между ними.
  4. Сбор документов. Для успешной реализации данного этапа следует уточнить список обязательных сведений, в связи с чем нужно обратиться либо в Росреестр, либо в МФЦ.
  5. Подача бумаг и заявления в уполномоченное ведомство.
  6. После получения документов компетентными сотрудниками проводится проверка. При возникновении необходимости запрашиваются иные сведения. В завершение оценивается законность сделки.

Как оформить регистрацию прав собственности?

Если никаких претензий не появилось, права собственности регистрируются, и в качестве подтверждения выдается выписка из ЕГРН.


Какие нужны документы?

Для успешного завершения процедуры регистрации необходимо предоставить в уполномоченное ведомство следующие бумаги:

  • заявление, в котором указывается просьба о проведении государственной регистрации прав общей долевой собственности;
  • гражданский паспорт нового собственника либо паспорт представителя;
  • квитанция, выступающая в качестве подтверждения факта погашения государственной пошлины в полном размере;
  • нотариально заверенная доверенность или решение общего собрания собственников жилья о наделении представителя соответствующими полномочиями – если подача справок и ходатайства возложена на представителя;
  • техническая документация на квартиру или земельный участок;
  • правоустанавливающие документы: договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследство, соглашение о приватизации жилья;
  • нотариально заверенное согласие супруга или супруги – если регистрация прав осуществляется в отношении совместно нажитого имущества;
  • согласие от органов опеки и попечительства – если в сделке принимает участие лицо, не достигшее совершеннолетия.

Бумаги передаются в отделение Росреестра или Многофункционального центра несколькими доступными способами:

  • при личном посещении;
  • при использовании услуг почтовой связи;
  • через курьера;
  • с помощью представителя;
  • в электронном формате.

Какие нужны документы?

Рекомендуется подать документы самостоятельно, так как при возникновении незначительных претензий со стороны уполномоченных сотрудников можно исправить их на месте.


Сроки регистрации права

Временные затраты во многом определяются особенностями сделки:

  • если возникновение прав обусловлено куплей-продажей, дарением или меной, то подготовка бумаг займет неделю;
  • при использовании заемных средств срок составляет 5 дней;
  • если в качестве основания выступает соглашение, заверенное нотариально – 3 дня;
  • при подаче документов через электронную форму – 1 день.

Важно! Вышеуказанные периоды актуальны при обращении в Росреестр. Если же гражданин решил действовать через МФЦ, то каждая позиция увеличивается в среднем на пару дней, так как Центр выступает в качестве посредника между гражданами и государственными органами.


Приостановка и отказ в регистрации

Уполномоченным ведомством процесс регистрации приостанавливается, если в ходе проверки ходатайства и документов выявлены нарушения. Если конкретизировать, то в качестве основания для задержки процедуры используются следующие позиции:

  • предоставлен неполный комплект документов;
  • поданы недостоверные сведения или поддельные бумаги;
  • выявлены расхождения между формой, содержанием и нормативами законодательства;
  • обнаружены обременения по оформляемой недвижимости;
  • имеются незакрытые судебные споры по объекту;
  • имеются несоответствия между действительными сведениями и информацией, отраженной в документах.

Приостановка и отказ в регистрации

Вне зависимости от причины приостановки, об этом будет уведомлен заявитель – в извещении обязательно указываются основания. Максимальный срок задержки процедуры составляет 3 месяца.

Для отдельных ситуаций предусмотрены иные лимиты:

  • до вынесения решения судом – если в качестве причины выступает незакрытые разногласия, рассматриваемые в судебном порядке;
  • 1 месяц – при отсутствии ответа на запрос, выполненный регистратором по межведомственным каналам;
  • полгода – по ходатайству от заявителя.

Если в течение установленного срока гражданин не устранит выявленные нарушения, то ведомство отказывает в удовлетворении заявки о проведении регистрации.

Важно! Государственная пошлина при таких обстоятельствах не возвращается.

Регистрация прав на общую долевую собственность осуществляется стандартным порядком – таким же образом, как и при постановке на учет сделки по приобретению целой квартиры. Вне зависимости от того, как произошло возникновение прав, необходимо следовать указанной инструкции.

Отдельное внимание следует обратить на список требуемых бумаг и правила оформления. При игнорировании законных требований регистраторов можно впустую потратить время и деньги на реализацию процедуры.

Юрист по недвижимости и банкротству.
Специалитет: Ульяновский государственный университет
Магистратура и аспирантура: Высшая школа экономики
Подписывайтесь на мой канал: https://t.me/slovoyurista

Оцените автора